Могут ли родители помочь исправить речь ребенка?
Все зависит от степени нарушений речи – если проблема достаточно серьезная, то книги родителям не помощники. Родители не только должны владеть необходимыми знаниями, но и специальным оборудованием. Например, понадобятся приборы для постановки звуков – специальные логопедические зонды.
Может быть достаточно сосредоточить внимание ребенка на правильном произношении звука, чтобы добиться положительного эффекта от занятий, но иногда требуется специальная артикуляционная гимнастика с целью развития артикуляционной мускулатуры. Но вот, вы усердно в течение месяца занимаетесь с ребенком, вооружившись всеми знаниями, а эффекта от занятий не видите никакого, так как ребенок по-прежнему произносит звуки неправильно. Тогда не стоит затягивать процесс, а обратиться к профессионалу. Более того, дальнейшее самостоятельное вмешательство может только усугубить проблему, закрепив неправильное произношение и отбив охоту к занятиям.
Родители являются для ребенка образцом для подражания, в том числе в плане речи, поэтому она должна быть хорошо поставлена. Ребенок от года до шести равняется на речь родителей, закладывая основу своего речевого развития. Поэтому родителям следует придерживаться основных правил:
· не «сюсюкать» с малышом, то есть искажать звукопроизношение, подражать речи ребенка, лепетать;
· всегда четко произносить звуки, плавно, выразительно, произнося речь в умеренном темпе;
· избегать труднопроизносимых слов, непонятных выражений и оборотов; Заменять тяжелые для восприятия фразы простыми. Объяснять все встречающиеся в тексте непонятные ребенку слова, переформулировав их в более простые, а иногда иллюстрируя на практике.
· задавать конкретные вопросы, не подгоняя с ответом;
· избегать наказаний за речевые ошибки, передразнивания и поправок в его речь; Стараться читать стихи по возрасту для детей, развивая слуховое внимание. Заботится о развитии мелкой моторики кисти рук и подвижности артикуляционного аппарата.
Запись на логопедические занятия.
Логопедическую помощь могут оказывать логопеды поликлиники, школы, детских садов, речевых центров с высшим логопедическим, дефектологическим образованием.
Логопед окажет консультативную помощь родителям в области развития речи ребенка. Он курирует диспансеризацию в детских садах и школах, корректирует не запущенные речевые нарушения у детей с малых лет. Логопед может дать направление в ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), если нарушения речи сильно выражены, где уточнят диагноз и определят (по необходимости) специальную коррекционную группу в детском саду или могут рекомендовать специализированную коррекционную школу.
Если детский сад располагает логопедом, то занятия проводятся в специально выделенном логопедическом пункте или в логопедической группе. Логопункт принимает детей с серьезными нарушениями речи, выявленные в массовых группах. Логопед при выявлении таких детей направляет их в логопедический пункт для проведения занятий по несколько раз в неделю. Но не в каждом ДОУ есть логопед.
Если детский сад располагает возможностями открытия специальной логопедической группы, куда зачисляются дети с проблемной речью, то логопед имеет возможность заниматься только с такими детьми отдельно. В основном в логопедическую группу направляются дети с тяжелыми речевыми нарушениями – дизартрией, общим речевым недоразвитием и др.
Школьный логопед имеет полномочия самостоятельно отбирать детей для занятий. В основном занятия направлены на исправление нарушений чтения и письма школьника.
Правда ли, что логопедическая группа может способствовать ухудшению речи ребенка?
Возможно, так как подражание ребенка другим детям не исключается. Причем чаще всего он начинает копировать ту речь, которая значительно хуже его собственной. Такое случается, но бояться не стоит, поскольку обучение направлено на исправление всех ошибок – и приобретенных и собственных.
Можно ли надеяться на преодоление ребенком речевых проблем в окружении нормально-говорящих детей?
В идеале, это возможно, но при этом необходимо полностью исключить неправильно говорящих сверстников, что нереально. Однако, тяжелые нарушения речи не подлежат самостоятельному исправлению даже при соблюдении вышеназванных условий. Лучшим решением родителей в этом случае станет обращение к логопеду.
Чем занимается логопед?
Помощь в овладении красивой и правильной речи оказывают логопеды. Их деятельность направлена на профилактику, диагностику и коррекцию нарушений речи.
Логопед оказывает помощь людям в различном возрасте: начиная с самого рождения и заканчивая зрелым возрастом. Еще в период беременности можно будущей маме получить квалифицированную консультацию о речевом развитии ребенка, знакомит с методами и приемами, которые будут оказывать эффективное воздействие на развитие речи. Дети четырехлетнего возраста начинают посещать коррекционные занятия, которые направлены на развитие речи и профилактику возможных нарушений в процессе произношения звуков. Начиная с пяти лет, логопед учит детей грамоте на основе учета особенностей усвоения ребенком звуков и умения соотношения их с нужными буквами.
Логопед работает с детьми школьного возраста, помогая преодолеть им возможные трудности в обучении, связанные с чтением и письмом.
Недовольные своей речью подростки тоже обращаются к логопедам, чтобы корректировать произношение звуков, обучиться красивому, уверенному и четкому произношению. Даже у взрослых людей могут наблюдаться нарушения в произношении звуков. Обращаться за помощью к логопеду можно не зависимо от возраста.
Работа логопеда направлена не только на постановку правильного произношения. На занятиях с логопедом развивается внимание ребенка, зрительное и слуховое восприятие, мелкая моторика, память и мышление. Без перечисленных умений невозможна организация полноценного процесса образования ребенка. Логопед проводит работу по расширению словарного запаса ребенка, развитию связной речи, обучению грамоте, исправлению грамматических ошибок, развитию речевого дыхания и многого другого.
Логопед владеет не только коррекционными методиками речи, но и знакомиться с основами таких наук как невропатология, психопатология, патология органов слуха и речи, нейропсихология.
С какого времени ребенка нужно показать логопеду?
Речь ребенка в целом формируется к пяти годам. Наиболее благоприятным возрастом для развития речи является двух – трехлетний возраст. Целесообразно в этот период посетить логопеда для того, чтобы получить консультацию о развитии речи ребенка и с целью выявления возможных речевых проблем. Родители должны быть внимательны к изменениям речи ребенка, следить за ее развитием. Проблемы с речью, которые присутствуют у ребенка трех лет, и не проходят к четырем годам могут свидетельствовать об отставании в речевом развитии. В случае проблемной беременности или трудных родов, наблюдения ребенка у невропатолога, становлению речи следует уделить особое внимание. От того, насколько быстро и своевременно будут выявлены нарушения речи, зависит то, насколько быстро и качественно логопеду удастся их исправить.
Можно ли узнать нужен ребенку логопед или нет?
Овладение правильной речью у детей происходит постепенно, на протяжении нескольких лет. В каждом возрасте есть свои нормы. Так, годовалый ребенок говорит до 10 слов, понимает отдельные слова и может соотнести их с конкретными предметами. Ему понятны простые инструкции, которые сопровождаются жестами – подать ручку, найти маму, можно или нельзя.
В два года ребенок может составлять простые предложения из двух-трех слов, он хорошо понимает и может правильно выполнить двухступенчатые инструкции (пойди в комнату и принеси игрушку), словарный запас должен содержать 50 и более простых слов. В двухлетнем возрасте у ребенка формируется правильное произношение звуков - п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если ребенку исполнилось два с половиной года, а у него не наблюдается элементарная фразовая речь, его речевое развитие не соответствует норме.
Трехлетний ребенок составляет предложения из нескольких слов. Происходит переход от двухсловных фраз к сложным, в которых он использует слова в разных падежах, в единственном или множественном числе, умеет употреблять простые предлоги и союзы. К трем с половиной годам увеличивается количество употребляемых ребенком прилагательных.
Четырехлетний ребенок умеет строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, применяет в речи предлоги. У ребенка сформировано правильное произношение свистящих звуков, затем формируются шипящие. К пяти – пяти с половиной годам формируется правильное произношение р, л.
В пятилетнем возрасте у ребенка практически полностью должен быть словарь обихода, сформировано умение пользоваться обобщающими словами. У детей почти не наблюдается пропусков звуков, перестановки звуков и слогов, за исключением трудных и незнакомых для ребенка слов. К пяти - пяти с половиной годам ребенок хорошо владеет всеми звуками, присутствующими в родном языке, и правильно употребляет их в речи.
Если у вашего ребенка имеются в речи отличия от перечисленных норм, следует проконсультироваться у логопеда. Многие родители, привыкая к речи своего ребенка, не обращают на возможные проблемы в ее развитии должного внимания. Впервые обратиться к логопеду стоит в трехлетнем возрасте для осмотра и получения консультации, затем в целях профилактики следует посещать логопеда раз в год. В случае, если к двум годам у ребенка так и не появились первые слова, целесообразно проконсультироваться у логопеда раньше, не дожидаясь трехлетнего возраста.
Моему старшему сыну логопед смог поставить звук всего за шесть занятий. Есть ли смысл записывать его в логопедическую группу?
Если вы сомневаетесь в правильности речи вашего ребенка, следует обратиться за квалифицированной консультацией специалистов.
В случае, если в процессе осмотра будут выявлены проблемы, связанные с произношением отдельных звуков, вам будет достаточно занятий с логопедом, которого найти можно в любом речевом центре. Коррекция отдельных звуков может продолжаться от недели, месяца до года, в зависимости от того, сколько звуков необходимо исправить, а так же учитывая логопедическое заключение и индивидуальные особенности ребенка.
При общем недоразвитии речи наблюдаются нарушения не только множества звуков (может наблюдаться до 16 нарушений и даже более), но и нарушения в слоговой структуре слов, выявляющейся в перестановке слогов (масалет, вместо самолет, агат, вместо виноград). Дети имеют скудный словарный запас, что приводит к словесным заменам (каска вместо шапка, пила вместо нож). Ребенку очень трудно строить фразы, он допускает грамматические ошибки. Исправить подобные нарушения можно только в процессе осуществления ежедневного комплексного медико-педагогического воздействия и активной работы родителей. Такие дети посещают коррекционные группы на протяжении 2 – 3 и более лет.
В будущем планируется поступление ребенка в престижную школу. Не станет ли посещение логопедических занятий для этого препятствием? Не останется ли на моем ребенке клеймо отстающего?
Посещение логопедических занятий не может стать препятствием для обучения ребенка в общей школе, если на момент поступления в школу речевые проблемы исправлены, и способности соответствуют возрасту.
В медицинской карте ребенка записан диагноз ЗРР. Что это значит?
ЗРР – это задержка речевого развития. Данный диагноз говорит о том, что речь вашего ребенка отстает от общепринятых норм, характерных для его возраста. Причина может прятаться в наследственности, если кто-то из родителей начал говорить поздно. Данное заключение может быть вызвано по причине частых заболеваний ребенка. Когда все усилия ребенка направлены на преодоление болезни, общее развитие, в том числе и речь, начинает отставать. Причиной отставания речевого развития может быть то, что с ребенком не достаточно общаются родители, мало читают книг. Компьютер и телевизор не может заменить живого общения и не способствуют нормальному развитию речи ребенка. Ребенку важно не только слышать речь, но и наблюдать за артикуляцией взрослого. При этом говорить нужно четко, понятно и доступно. Перечисленные причины задержки в речевом развитии не требуют вмешательства специалистов, главное – создать благоприятные для развития ребенка условия.
На задержку речевого развития могут повлиять негативные воздействия, которым подвергалась мать во время беременности или родов – стрессовые ситуации, инфекции, травмы. В таких случаях может наблюдаться не только задержка развития речи, но и ее нарушения. Справиться с ними помогут медики и педагоги.
Диагноз ЗРР ставиться обычно у детей в возрасте до 3 лет. Если у ребенка старше 3,5 лет наблюдаются речевые проблемы, это свидетельствует не о задержке, а о нарушении в развитии речи. Справиться с ними поможет невролог и логопед.
Что делать, если ребенок плохо читает и пишет?
Чтение представляет собой достаточно сложный процесс, для успешности которого ребенку нужно овладеть техническими навыками и научится понимать смысл того, что прочитал. Обучение чтению происходит постепенно. Сначала ребенку нужно научится переводить слово из написанного в звучащее. Для этого он должен уметь узнавать буквы и сопоставлять их с соответствующими звуками, учиться их соединять в слоги, а слоги – в слова. Все внимание ребенка направлено на совершение этих технических операций. Со временем они автоматизируются, и ребенок станет концентрировать свое внимание на понимании смысла текста. Так же и с письмом.
Мы уже можем говорить о каких-либо нарушениях чтения и письма до окончания первого класса, вполне возможно, что у ребенка не завершился процесс формирования навыков. Если в дальнейшем наблюдается пропуск, перестановка или замена букв, следует проконсультироваться у логопеда. Иногда дети просто не слышат определенные звуки и в итоге появляются проблемы с письмом. Самостоятельно распознать данные проблемы родителям непросто, определить их может только специалист по логопедии.
Трудности в чтении и письме могут наблюдаться у левшей, детей, имеющих нарушения устной речи, слуха или зрения, а тек же у тех, кому невропатолог поставил диагноз ММД – минимальные мозговые дисфункции.
Мой двухлетний ребенок выучил буквы, но читать все никак не научится. Почему?
Знать буквы не достаточно для того, чтобы научиться читать аналитико-синтетическим способом, который широко используется в детских садах и школах. Ребенок сначала должен проанализировать слово, разложив его на звуки, а затем синтезировать звуки, образуя слоги, а слоги соединять в слова. Такие навыки у детей формируются к четырем годам при условии проведения с ним систематических занятий.
Ребенок путается в написании букв, забывает и неправильно их пишет. Как ему помочь?
В случае, если ребенок путает расположение букв или пишет буквы в зеркальном изображении, речь идет о несформированности представлений о пространстве и нарушении процесса письма.
Следует позаниматься с ребенком, попросить его показать правую руку, левый глазик и так далее, сложить картинки, состоящие из фрагментов, расположенных на шести кубиках. Если ребенку сложно это сделать, значит, у него существуют проблемы с развитием анализа и синтеза. На развитие пространственных представлений и визуального восприятия полезно проведение игровых занятий типа – «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», работа с конструктором.
Иногда ребенок путает написание абсолютно непохожих по написанию букв (м – б, т – д и других). Это можно объяснить тем, что ребенок не различает звучание звуков на слух. Чтобы справиться с этой проблемой, нужно научить ребенка находить звуки, воспринимаемые им с трудом, в различных слогах и словах. Для более легкого запоминания букв используют различные приемы:
- написать для ребенка букву большим размером так, чтобы ребенок мог самостоятельно ее закрасить или заштриховать;
- вылепите букву из пластилина;
- нарисуйте букву большого размера, а ребенок пусть вырежет ее по контуру;
- напишите букву в воздухе при помощи жестов;
- вместе с ребенком сравните букву с напоминающими ее предметами;
- вырежьте букву из наждачной и бархатной бумаги и предложите ребенку с закрытыми глазами провести по букве пальцем и угадать ее;
- предложите ребенку выложить трудную букву из различных материалов – ниток, спичек, пуговиц.
- напишите буквы сплошной линией или в виде опорных точек, а ребенок пусть обведет их.
Если эти упражнения не помогают, то необходимо обратиться к логопеду.
Может ли у моего ребенка появиться заикание?
Заикание наблюдается у 3% детей, причем мальчики в четыре раза больше страдают от заикания, чем девочки.
Заикание обычно возникает в возрасте 2 – 5 лет. Среди причин заикания называют испуг, заболевание или другой перенесенный ребенком стресс, однако это не всегда так. На самом деле причина данного недуга скрыта в особенностях центральной нервной системы, ее ослаблении, испуг или иной фактор становиться всего лишь толчком для развития недуга. Ребенок может начать заикаться при ухудшении взаимоотношений родителей или нарушении привычного образа жизни. Могут возникнуть проблемы у детей с быстрым развитием речи, особенно, если их загружают чтением стихов и сказок, постоянно просят что-то рассказать, принуждают демонстрировать свои способности. Заикание может стать последствием непосильной речевой нагрузки в результате повторения сложных и непонятных для ребенка слов, чтение объемных стихов, запоминание больших сказок и рассказов. Заикаться могут дети, которые стали поздно разговаривать, или у детей, с замедленным формированием двигательной сферы. Такие дети имеют слаборазвитую моторику рук, они совершают неловкие движения, не могут быстро себя обслужить, медленно жуют. Таким детям не стоит злоупотреблять просмотром телевизора, особенно на ночь. Нужно постараться ограничить их от излишних эмоций и впечатлений, особенно в период выздоровления.
Причиной заикания могут быть нарушения режима дня и неправильное воспитание ребенка. Запугивания, наказания, оставление ребенка в одиночестве в помещении – все это может стать толчком для возникновения заикания. Вечером отключите телевизор и поиграйте с ребенком в спокойные игры. Если ребенок плачет, не стоит его о чем-то допытываться, особенно, если плач сопровождается всхлипыванием. Сначала успокойте его, а уже затем спокойно выясните, что произошло. Заикание может передаться в качестве подражания в том случае, если кто-то из близких людей заикается.
Для успешной борьбы с проблемой важно своевременно определить важнейшие признаки заикания:
- внезапное замолкание ребенка, ребенок может отказаться разговаривать в течении определенного времени (от двух часов до суток)
- появление в речи лишних звуков (а, и) перед отдельными словами
- ребенок начинает повторять слоги или даже целые слова в начале фразы
- остановка на середине слова или фразы
- затруднение в начале речи.
Если вы заметили признаки заикания у ребенка, нужно обратиться к психоневрологу и логопеду, которые посоветует, как быть дальше.